Стереокодеры и их описания. |
---|
Давно известны принципы формирования комплексного стереосигнала системы с пилот тоном. Изучить их можно, даже очень глубоко, скачав книгу "Стереофоническое радиовещание". А это спектр такого сигнала: Как видим, изобилуют гармонические составляющие - "отражения" спектра надтональной составляющей (далее - алиасы). Их плотность довольно высокая, всего в 2,3 ит.д раза меньше сформированной таким образом надтональной составляющей. Данное явление вызывает следующее: -Сокращается дальность передатчика, на практике до двух раз, что равносильно снижению мощности в 4-5 раз, т.к побочные составляющие вызывают дополнительную девиацию сигнала. -Трудно достичь громкости передачи сигнала как у других радиостанций, при повышении уровня сигнала возникают сильные искажения. -Даже когда уровень настроен для вещания без искажений на удалении от передатчика при слабом сигнале всё равно примники принимают сигнал с искажениями. -"Железный" звук, особенно на высоких частотах, обусловленный нелинейностями, возникающими в варикапах, из-за воздействия высших алиасов. Кроме того, коэфициент преобразования при таком построении - 1,15, вместо 1, что ухудшает разделение каналов. Казалось бы, нужно отфильтровать паразитные составляющие: Но не отфильтровав толком гармонику мы здорово сдвинули фазу сигнала, а от этого ухудшается разделение каналов. Справедливости ради нужно отметить, что аналоговые стереокодеры даже на синусоиде с использованием балансных смесителей так же имеют гармоники (алиасы), правда уровнем поменьше - 25-30 дБ против каких-то -6 дБ у обсуждаемых стереокодеров. Что же сделать, чтобы избавиться от нежелательных составляющих? Можно представить, что кодирование с временнЫм разделением каналов является простейшим случаем применения умножающего цифроаналогового преобразователя, в качестве которого используется мультиплексор, более глубоко можно окунуться в теорию здесь, ну а в двух словах - нужно расширить зону Найквиста, что уменьшит требования к фильтру для устранения наложения спектров (анти-алиазинговому фильтру). Подробнее про то, что такое алиазинг, и антиалиазинговые фильтры. Для этого нужно сформировать сигнал управления преобразователем в несколько отсчётов, которые дискретно будут изменяться по синусоидальному закону. Чем более точно мы сформируем отсчёты и чем их будет больше в пределах одного периода, тем меньше будет гармоник сигнала и тем выше можно будет сделать частоту среза выходного фильтра, таким образом он будет оказывать меньшее влияние на сигнал в рабочем диапазоне частот (до 57 кГц): Вот спектр такого сигнала (чёрным на графике спектра обозначены гармоники "старого" мультиплексора с рис.1): Итак, гармоники пропали, а коэфициент преобразования стал равен единице! Схемы стереокодеров, реализующие такой принцип были разработаны, и применяются в передатчиках промышленного изготовления, одну из них Вы уже наблюдали здесь, аналогично построена вот такая схема стереокодера. Но пару недостатков вних всё-таки есть. Это во-первых, проникновение через весовые резисторы ЦАП сигнала одного канала в другой, что нужно компенсировать, а так же необходимость настройки фазы пилот тона, а может быть и подстройки из-за влияния внешних факторов. Поэтому настройка этих стереокодеров может быть усложнена без специального оборудования. Желающие углубиться в теорию могут обратиться к первоисточнику. В середине 80х годов в России, после появления цифроаналоговых преобразователей типа 572ПА1, была разработана и внедрена схема стереокодера на этих ЦАП. Сигнал аналогично описанному выше, подавался на вход опорного напряжения этих преобразователей, цифровым способом на них подавался дискретно сформированный синусоидальный сигнал 38 кГц, и сигналы умножались. Третий ЦАП использовался для формирования пилот тона. Можно скачать схему такого стереокодера, применявшегося в передатчике "ИНЕЙ". Автор данного сайта несколько упростил её, заменив логику формирования сигналов на цифровой сигнальный процессор, и применив другие ЦАП - схема получила название "Прецизионный стереокодер". Ещё один способ сделать стереокодер - это сформировать его программно. Для этого аудио сигнал преобразуется в цифровую форму (или берётся сразу в "цифре" с источника. Далее, согласно стандарта сигнал просто рассчитывается. Данный способ реализуется на компьютере (программы airomate, stereo tool, Sonos) а так же в цифровых FM процессорах. Аналогично, Ваш покорный применил его в цифровом стереопередатчике на прямом синтезаторе частоты и в некоторых новых моделях. Полезные материалы Иногда при изготовлении стереокодера возникает вопрос – где достать кварц на 38 кГц? Или на 76 кГц? Скачать много схем стереокодеров, собранных в Сети спасибо Виктор67 ака RU6BK |